Версия для слабовидящих

Частное дошкольное образовательное учреждение
«Учебно-консультационный центр «Ступени»,
сокращенное - ЧДОУ «УКЦ «Ступени».
(Лицензия № 102-п от 10 июня 2016 г.)
ул. Вс. Иванова, 3 тел. 37 20 10





Если ребенок – левша
Если вы воспитываете маленького левшу, то, прежде всего, позвольте от души вас поздравить. Вам выпал редкий шанс посмотреть на мир другими глазами - глазами художника, поэта, фантазера, философа.
Психологи давно доказали, что левшей нельзя переучивать, ведь леворукость - это не болезнь, не дурная привычка и не прихоть.
Леворукость не определяется как патология и для беспо­койства нет причин.
То, какую руку мы предпочитаем, заложено врожденными генетическими особенностями, особенностями внутриутробного развития и протекания родов. Переучивать леворуких детей не следует, так как принудительное изменение доминантности ведет к нежелательным последствиям. Переучивание ребенка (изменение его специфических качеств) влияет на психическое состояние, эмоциональное благополучие и здоровье в целом (возникают вспыльчивость, капризы, раздражительность, беспокойный сон, головные боли, вялость; невротические реакции: нервные тики, энурез, заикание). У леворуких детей при переучивании проявляется почти весь комплекс нарушений почерка и трудностей формирования навыка письма.
    Развивать мелкую моторику левой руки следует так же, как и правой, но с акцентом на левую руку, так как писать в школе ребенок будет именно ею.   Пальчиковые упражнения при подготовке к школе следует выполнять с акцентом на левую руку, но не забывать о правой, так как она является «помощницей» в бытовой деятельности.
Приоритетное владение левой ру­кой проявляется у ребенка не сразу. Обычно в 2-2,5 года. Окон­чательно предпочтение левой руки определяется  к 5-6  годам. Если к этому возрасту, ребенок устойчиво предпочитает действовать левой рукой, и если в семье есть левши, то имеет смысл проконсультироваться с нейропсихологом (специалистом, изучающим индивидуальные особенности развития мозга) на предмет дальнейшей стратегии в обучении ребенка. 
                         

   Смену доминирующего полушария у ребенка следует принять как естественное проявление развития. Некоторые дети одинаково хорошо владеют правой и левой рукой, их называют амбидекстрами. Особенности психики у таких детей могут быть такими же, как у леворуких, но они легко привыкают писать правой рукой и не страдают от переучивания (которое им, собственно, и не требуется). Иногда у праворуких детей имеется как бы «скрытое левшество» (критический период — 11 —12 лет), в котором можно убедиться при помощи специальных тестов. Например, если при переплетении пальцев рук в замок сверху ложится левый большой палец, а при переплетении рук на груди сверху оказывается левое предплечье.
Как правило, леворукие дети отличаются творческой одаренностью и нестандартностью мышления. Маленькие левши очень эмоциональны, впечатлительны, тревожны. Чем ближе школьная пора, тем сложнее становится левшам в упорядоченном мире знаков, с которыми у них особые отношения. К тому же, левшам очень сложно привыкнуть и соблюдать строгий режим дня. Также, леворуким детям бывает трудно работать в классе - им необходима индивидуальная работа. Для того, чтобы процесс учебы был эффективен, левши должны обязательно опираться на зрительное восприятие и пространственное мышление.
В классе за партой леворукий ребенок должен всегда сидеть слева от своего соседа так, чтобы правая рабочая рука соседа по парте не помешала ему при письме. Настольная лампа должна располагаться справа от ребенка. Тетрадь должна лежать с наклоном так, чтобы правый нижний угол страницы, на которой пишет ребенок, был направлен к середине его груди. Леворукому ребенку трудно ориентироваться в тетради, в строке. Он не может сразу р
аспределить сторону, с которой нужно начинать писать, путает направление. В таких случаях левую сторону листа следует отметить цветным карандашом или наклейкой.
Врачи и логопеды знают о фено­мене «зеркального письма», которое часто наблюдается у детей-левшей. К примеру, вместо «машина» они пи­шут «анишам». Зеркальное письмо встречается у 80% леворуких детей. Обычно это проявляется до семи лет и иногда носит временный, преходя­щий характер. Кроме того, при пись­ме леворукие дети допускают харак­терные ошибки — путают схожие по форме буквы: вместо «с» и «е» пи­шут «э» или «з». Дети-левши часто путают верхнюю и нижнюю части букв, например, прописную «т» и «ш», «п» и «и». Ни в коем случае нельзя ругать за это ребенка, обуче­ние левши — дело тонкое, требую­щее великого терпения. Полезно прибегать к образному изображению трудных букв: рядом с «о» рисовать воздушный шар или обруч, а рядом с «п» — перекладину. При обучении левшей помогают всевозможные на­глядные пособия, картинки, посколь­ку этим детям свойственна образ­ность мышления и эмоциональность восприятия. Школьного учителя с самого первого дня необ­ходимо предупредить о том, что ваш ребенок — левша, это поможет пре­дотвратить трудности в обучении.
Не забывайте все время трениро­вать правую руку ребенка: пусть в иг­ре он перекладывает ею мелкие иг­рушки, застегивает и расстегивает пу­говицы.
В некоторых странах уже принимаются меры, что­бы облегчить жизнь людям, лучше владеющим левой рукой. Существуют специальные наборы со школьными принадлежностями для школьников-левшей.