Метка
ул. Всеволода
Иванова, 3
Версия для слабовидящих

Игры с логическими блоками Дьенеша

14 января 2025

В «Ступенях» используются различные развивающие методики, среди которых «Блоки Дьенеша» – универсальный дидактический материал, позволяющий успешно реализовывать задачи познавательного развития детей.

Логические блоки придумал венгерский математик и психолог Золтан Дьенеш.

Блоки Дьенеша знакомят детей с основными геометрическими фигурами, учат различать их по цвету, форме, величине; способствуют развитию у детей логического мышления, формируют умения сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, абстрагировать, кодировать и декодировать информацию.

Блоки развивают у дошкольников умение выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их, абстрагировать и удерживать в памяти одновременно два или три свойства объекта, обобщать рассматриваемые объекты по одному или нескольким свойствам.

Материалы дают детям первое представление о таких сложнейших понятиях информатики как алгоритмы, кодирование информации, логические операции; способствуют развитию речи: дети строят фразы с союзами «и», «или», частицей «не» и т.д.

Блоки помогают развивать психические процессы дошкольников: восприятие, внимание, память, воображение и интеллект, а также творческое воображение и умение креативно мыслить.

 Блоки Дьенеша представляют собой набор из 48 геометрических фигур:

  • четырех форм (круги, треугольники, квадраты, прямоугольники);
  • трех цветов (красные, синие и желтые фигуры);
  • двух размеров (большие и маленькие фигуры);
  • двух видов толщины (толстые и тонкие фигуры).

Вся игровая деятельность строится от простого к сложному.

На первых порах уместны простые игры и упражнения, цель которых освоение свойств, слов «такой же», «не такой» по форме, цвету, размеру, толщине. Далее происходит знакомство ребенка с символами свойств – это важная ступенька в освоении всей знаковой культуры, грамоты математических символов, программирования и т.д.

Затем игровые упражнения направлены на формирование умения абстрагировать и удерживать в памяти одновременно два или три свойства объекта, обобщать рассматриваемые объекты по одному или нескольким свойствам, кодировать информацию.

Простые игры:

Найди все фигуры(блоки), как эта по цвету (по размеру, форме). Найди не такую фигуру, как эта по цвету (по форме, размеру).

Найди все такие фигуры, как эта по цвету и форме (по форме и размеру, по размеру и цвету).

Найди не такие фигуры, как эта по цвету и размеру (по цвету и форме, по форме и размеру; по цвету, размеру и форме).

Более сложный вариант: найди такие же, как предъявляемая фигура, по цвету и форме, но другие по размеру (такие же по размеру и цвету, но другие по форме; такие же по форме и размеру, но другого цвета).

 Игры с карточками с символами свойств.

На карточках условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина)

«Засели домики» 

Вариант 1: по цвету, по форме, по величине, по толщине.

Вариант 2: по форме, цвету, величине и толщине.

Магазин

Дети приходят в магазин, где представлен большой выбор игрушек. У каждого ребенка три логические фигуры «денежки». На одну «денежку» можно купить только одну игрушку.

Правила покупки: купить можно только такую игрушку, в которой есть хотя бы одно свойство логической фигуры. Правило можно усложнить выбор игрушки по двум свойствам (например, большой квадрат, синий квадрат и т. д.)

Это интересно

Warning: Invalid argument supplied for foreach() in /home/stu6908618/stupeniomsk.ru/docs/wp-content/themes/steps/single.php on line 102
Читать все статьи