Причины неправильного звукопроизношения

Нас часто спрашивают: «Почему наш ребенок неправильно говорит? Что с этим делать?».
На эти непростые вопросы нет однозначного ответа. Дело в том, что звуки речи – это особые сложные образования, присущие только человеку. Они вырабатываются у ребенка в течение нескольких лет после рождения. В этот процесс включены важные мозговые системы и периферия (речевой аппарат), которые управляются центральной нервной системой. Неблагоприятные факторы и воздействия, ослабляющие этот процесс, отрицательно сказываются на становлении произношения.
Наиболее распространенными дефектами периферического речевого аппарата являются:
- Укороченная подъязычная связка – она не дает языку высоко подниматься и затрудняет его движения.
- Слишком большой или очень маленький и узкий язык, который затрудняет правильную артикуляцию.
- Узкое, слишком высокое («готическое») или низкое, плоское нёбо – это препятствует правильной артикуляции многих звуков.
- Толстые губы.
- Дефекты строения челюстей, ведущие к аномалиям прикуса (нормальным считается прикус, когда при смыкании челюстей верхние зубы на 1/3 прикрывают нижние).
- Неправильное строение зубов, зубного ряда: при нарушении зубного ряда может искажаться звукопроизношение.
В ряде случаев неправильное произношение не связано с дефектами органов артикуляционного аппарата.
Оно может быть вызвано другими причинами, такими как:
- Физическая ослабленность вследствие соматических заболеваний, особенно в период активного формирования речи.
- Недоразвитие фонематического восприятия, вследствие чего у ребенка наблюдаются затруднения в различении звуков.
- Недостаточная подвижность органов артикуляционного аппарата, что может проявляться, например, в неумении удерживать язык в нужном положении или быстро переходить от одного движения к другому.
- Снижение слуха.
Еще одной причиной плохого звукопроизношения является неправильная речь окружающих взрослых или общение ребенка с детьми, имеющими неправильное произношение. В этом случае отрицательно сказывается навык подражания, поэтому родители должны по возможности устранить негативное влияние и следить за тем, чтобы ребенок подражал примерам правильной речи.
Ответственные родители стараются воздействовать на формирование речи ребенка с раннего возраста, заботясь о том, чтобы он слышал правильную, спокойную, неторопливую, четко интонированную речь.
Родители и окружающие ребенка взрослые должны говорить правильно, правильно артикулируя каждый звук и четко выговаривая окончание слов.
Особенно отчетливо следует произносить новые для ребенка слова.
Ни в коем случае нельзя «подстраиваться» под неправильную детскую речь, недопустимо искажать слова и сюсюкать.
Следует помнить, что дети, подражая взрослым, копируют их.
Примечание: игры для развития речи дошкольника размещены в разделе «Игры»
Warning: Invalid argument supplied for foreach() in /home/stu6908618/stupeniomsk.ru/docs/wp-content/themes/steps/single.php on line 102